О том, что во время Исхода евреи 40 лет бродили по пустыне, знают все. С тех пор минуло более трех тысяч лет. Но что примечательно – полная трагизма история 12 еврейских разведчиков, действия которых в конечном счете и привели к многолетним скитаниям всего еврейского народа, не утратила своей актуальности доныне, поскольку и сегодня порождает целый ряд вечных вопросов. Например, какой должна быть истинная вера в Б-га и есть ли в ней место для личной инициативы? Что важнее – молитва или действие? И вообще, чем настоящий праведник отличается от просто порядочного человека?
Поиск ответов на эти вопросы стал главной темой очередного урока Давида Духовного. И, как всегда, дискуссия получилась и полезной, и интересной. Тем более что в ней принял участие уважаемый в еврейской общине Днепра человек, посвятивший изучению Торы не один десяток лет, – посланник Любавичского Ребе реб Шолом Нахшон.
Для начала напомним саму историю, описанную в Торе – в главе «Шлах». Моше по указанию Всевышнего выбрал 12 разведчиков – по одному от каждого колена Израилева, – и дал им конкретное задание: осмотреть территории, на которых предстояло поселиться еврейскому народу, – землю Ханаана, и выяснить, какие народы на этой земле живут. Через 40 дней разведчики вернулись, однако 10 из них заявили, что «не одолеть нам народ тот, ибо он сильнее нас». В результате возроптали «на Моше и на Аарона все сыны Исраэля», что закончилось призывами к избранию нового вождя и к возвращению в Египет. За что Всевышний и подверг еврейский народ «испытанию пустыней».
Чувства – не лучший помощник
– Что Моше поручил разведчикам? – Обойти всю землю Ханаана, на обратном пути взять с собой плоды этой земли и по возвращении рассказать обо всем, что увидели. То есть просто изложить факты. А что сделали они? – Сами попытались проанализировать увиденное и поделились своими выводами с народом, проявили излишнюю инициативу, сделали то, о чем их Моше не просил, что в результате и привело к трагедии, – поясняет Шолом Нахшон.
Впрочем, из этого вовсе не следует, что разведчики были движимы исключительно побуждениями на уровне впечатлений и эмоций. Напротив, по мнению еврейских мудрецов, трагическая развязка с последующим долгим странствием по пустыне – результат духовного конфликта, поскольку для проведения разведки были отобраны далеко не случайные люди.
– Это были представители элиты еврейского народа. Лучшие из лучших. Все 12 разведчиков были сыновьями вождей еврейских семейств. То есть не просто образованными и уважаемыми, а и людьми высокой духовности, – уточняет Давид Духовный.
Но именно это, по мнению мудрецов, и стало триггером в истории с разведчиками.
– При всех тяготах путешествия по пустыне, походные условия, созданные Всевышним для евреев, максимально способствовали их возвышенной жизни. У них был ман, была вода, Всевышний их оберегал и указывал путь. Потому разведчиков и страшила перспектива переселения в Землю Обетованную – они хотели остаться в пустыне, чтобы уделять больше времени изучению Торы, в то время как после переселения им пришлось бы вернуться к земным заботам. Но именно в этом состоит их непростительная ошибка, так как к выполнению некоторых заповедей они могли приступить только на израильской земле, – подчеркивает Шолом Нахшон.
Проще говоря, разведчики пренебрегли своими обязанностями – коммуникацию со Всевышним и постижение духовной мудрости поставили выше реальных действий – выполнения заповедей.
Когда 70 копеек важнее молитвы
То, что готовность к действию влияет и на духовный мир, наглядно иллюстрирует майса, рассказанная во время урока Шоломом Нахшоном.
– Третий любавичский ребе Цемах-Цедек любил общаться с Альтер Ребе, который каждую ночь являлся ему во сне. Но в какой-то момент контакт прервался, сны прекратились, что ребе сильно тяготило. И вот однажды утром по пути в синагогу он встретил бедного еврея, который направлялся на базар. Путник попросил у Цемах-Цедека 70 копеек. Ребе уже опаздывал на молитву, поэтому попросил путника подождать окончания молитвы и продолжил путь. Но, не дойдя до синагоги, вернулся и протянул еврею 70 копеек, так как понял, что решение, принятое им первоначально, было неправильным. «На базаре торговля ведется с раннего утра. И если человеку придется долго ждать, ему и деньги уже будут не нужны, так как к этому времени все товары раскупят», – рассудил Цемах Цедек. И в ту же ночь ему снова приснился Алтер Ребе, – подытожил рассказ Шолом Нахшон.
Мораль этой истории проста – есть поступки, которые нельзя откладывать на потом.
Где начинается вера?
Ну и, конечно, для правильной расстановки приоритетов необходимо четко разделять мир духовный и мир материальный.
– Вера начинается там, где заканчивается логика, – подчеркивает Шолом Нахшон. Причем у этого тезиса есть и продолжение: человек должен постоянно находиться в движении, в том числе в духовном мире – то есть стремиться к тому, чтобы вера постоянно росла. А разум с логикой тут плохие советчики, что подтверждает и история сорокадневного пребывания Моше на горе Синай. Ведь чем был обусловлен грех «золотого тельца»? Тем, что евреи не выдержали испытания чувствами и разумом: отсчитав 40 дней и видя все это время «огонь, пылающий на вершине горы», решили, что Моше уже не спустится к ним. А вот если бы они полагались на свою веру в Моше, история закончилась бы благополучно.
Что же касается необходимости постоянного движения, – на этот счет есть отличная хасидская метафора – езда на велосипеде. Если вам тяжело крутить педали, – значит, вы поднимаетесь вверх – взъезжаете на гору. Это к слову о жизненных испытаниях. Если педали вам крутить легко, – ничего важного в вашей жизни не происходит. Если велосипед едет сам, – вы спускаетесь вниз. Но в любом случае, если, сидя на велосипеде, вы остановитесь хоть на миг, – все закончится падением.
Не грешить – еще не значит верить
Соблюдение заповедей не всегда делает человека настоящим праведником.
– Предположим, человек живет в Англии. Это добропорядочный англичанин. Он исправно платит налоги, не нарушает законов, не ворует, не убивает, не прелюбодействует. Даже больше – соблюдает все 7 заповедей сынов Ноаха. Но вот ответьте, является ли этот человек праведником народов мира, хасидей уммот а-олам? – задает вопрос Шолом Нахшон.
Например, почему человек не ворует? Причины могут быть самыми разными. Возможно, воровство человеку претит – его так воспитали. Возможно, его просто сдерживает перспектива привлечения к уголовной ответственности за воровство. Или что-нибудь еще.
Но, как говорил Рамбам, место в Грядущем мире уготовано лишь тем представителям других народов, которые осознанно соблюдают законы Всевышнего в силу их Б-жественного происхождения.
– То есть должны быть соблюдены три условия. Человек должен не просто соблюдать заповеди. А верить, что они даны Всевышним, даны на горе Синай и даны через Моше, – уточняет Шолом Нахшон.
Слезами делу не поможешь
— Есть три классических еврейских вопроса: «Почему я?», «Почему именно сейчас?» и «За что?» И по тональности они очень близки к реакции евреев на отчет разведчиков. Людям стало страшно, «проплакал народ всю ту ночь», – говорится в Торе. И, по сути, этот плач евреев был обращен ко Всевышнему. Что, конечно, было ошибкой, так как они находились под Его защитой, и сетовать им, по большому счету, было не на что. Так что долгими странствиями по пустыне еврейский народ, помимо прочего, расплатился и за эту ошибку. Об этом тоже не следует забывать. Хотя, разумеется, обращаться за помощью ко Всевышнему и можно, и нужно. Только делать это следует правильно – без жалоб и претензий, – резюмирует Давид Духовный.
Валентин Хорошун
ЩЕ СТАТТІ
Чи можна змінювати Пасхальну Агаду?
Новий 5785 рік
Історія про те, як Баал-Шем-Тов конекраду допоміг