НАЙСВІЖІШІ ПУБЛІКАЦІЇ

МАПА РУБРИК

03.08.2025

ШАБАТ ШАЛОМ

Газета Єврейської громади Дніпра

Бабьи Яры Украины. Забывать нельзя!

29 сентября2024 в кинозале днепровского музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» состоялся показ фильма Леонида Горовца «Дамский портной». Тема фильма – трагедия Бабьего Яра, в память о которой в Украине ежегодно 29 сентября – в день начала массовых расстрелов евреев в Киеве в 1941 году – отмечается День памяти жертв трагедии в Бабьем Яру.

Трагедии Бабьего Яра посвящен целый ряд художественных и документальных лент. В начале 2000-х годов на киностудии им. Довженко был снят фильм, который так и называется – «Бабий Яр»: история о девочке, которая выжила во время массового расстрела евреев в Киеве в 1941 году и через 60 лет возвращается в город, чтобы найти украинскую женщину, спасшую ей жизнь. Приблизительно одновременно с этим фильмом на экраны вышла немецко-белорусская лента «Бабий Яр. Забытое преступление», автор сценария которой, Артур Браунер, сам потерял нескольких родственников в Украине во время Холокоста. Это история двух киевских семей – украинской и еврейской. Сегодня фильм хранится в коллекции Еврейского музея в Берлине. В 2018 году в Киеве состоялась премьера фильма израильского кинодокументалиста Бориса Мафцира «Дорога в Бабий Яр». Мафцир снял о Холокосте документальный цикл из 9 фильмов – о первых месяцах Холокоста на территории Советского Союза – до зимы 1942 года. Одним из фильмов этого цикла как раз и является «Дорога в Бабий Яр», работу над которой режиссер завершил в 2017 году. 2021 документальный фильм украинского режиссера Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст» был включен в программу показов Каннского фестиваля. Собственно, документальные фильмы о Бабьем Яре, несмотря на то, что тема Холокоста в СССР тщательно нивелировалась и цензирировалась, в Украине начали снимать еще в начале 1980-х. В частности, на киностудии «Укртелефильм». Например, фильм «Бабий Яр. Уроки истории», снятый в 1981 году.

Но в художественном советском кинематографе первым фильмом, стержневой идеей которого был Бабий Яр, стал именно «Дамский портной». Это была дебютная режиссерская работа Леонида Горовца. : кинопремии «Ника» и двух призов Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо – за лучшую мужскую роль, которую исполнил Иннокентий Смоктуновский, и за лучший режиссерский дебют.

– «Дамский портной» – не новый фильм. И непосредственно о Бабьем Яре вы в нем ничего не услышите и не увидите. Тем не менее это очень примечательная и, можно даже сказать, знаковая лента. Поскольку она демонстрирует и доказывает, что неофициальная, народная память рано или поздно прорывается через любые преграды и плотины. В том числе и официальная трактовка событий германской оккупации Украины во время Второй мировой войны, что было характерно для Советского Союза. Память о трагедии Бабьего Яра вырвалась фактически сразу после освобождения Киева в 1943 году, но постоянно наталкивалась на всевозможные преграды. Фильм «Дамский портной» фактически открыл новую трагическую тему в художественном кинематографе на склоне советской эпохи», – подчеркивает заместитель директора днепровского музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» Егор Врадий.

А день осенний прозрачный, медленный, вечный.

Эпиграфом к фильму «Дамский портной» вполне могут быть строки из поэмы Льва Озерова «Бабий Яр», написанной в Киеве в 1943 году после освобождения города:

А день осенний прозрачен, медлителен, вечен.
Толпы текут –
темные на свету.
Тихо дрожат тополей
последние свечи,
И в воздухе:
– Где мы? Куда нас ведут?
– Куда нас ведут? Куда нас ведут сегодня?
– Куда? – вопрошают глаза в последней мольбе.
И процессия длинная
и безысходная
Идет на похороны к себе.

Фильм «Дамский портной» снят по мотивам пьесы Александра Борщаговского. Это известный советский писатель и драматург. Самой известной экранизацией его произведений является фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». «Дамский портной» – тоже известная пьеса. Есть несколько ее театральных постановок.

Что касается фильма, это больше арт-хаус, чем массовое кино. В своем фильме Леонид Горовец стремился максимально воспроизвести атмосферу Киева накануне трагедии. И это ему удалось. Но не за счет спецэффектов или сцен жестокости, а инструментами драматургии – с помощью колоритных диалогов, живых героев, деталей быта. В фильме герои говорят так, как говорили бы в реальной жизни – без театральщины, не сторонясь жаргонизмов и слов на идиш:

– А жилет у вас от холода?

– От бедности.

– Папа говорит, что немцы очень приличные люди, только с испорченным еврейским языком.

Сюжет фильма прост. Это один день из жизни еврейской семьи и пожилого портного Исаака, накануне трагедии. Город уже оклеен приказами немецкой комендатуры: «всем жидам» через сутки под угрозой расстрела прийти с вещами на сборный пункт у городского кладбища. Но никто из героев картины, включая портного Исаака, даже вообразить не может, что планируют сделать с евреями фашисты. Своеобразный «Последний день Помпеи». Подходящая и развязка – главный герой и его семья погибают. В конце концов зло побеждает. Но фильм все равно оставляет надежду на то, что человечество одумается. Финальная сцена – колонна евреев, идущих на казнь по улице города под звук своих шагов – пронзительный призыв не допустить повторения трагедии Бабьего Яра.

Кстати, несмотря на то, что «Дамский портной» был снят в 1990 году, его показ в Днепре можно смело отнести к премьеру. Фильм впервые был показан в переводе на украинский язык – правда, в виде субтитров, подготовленных коллективом музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине».

Вообще, несмотря на непризнание Советским Союзом Холокоста как трагедии именно еврейского народа, в советском кинематографе тема Холокоста периодически возникала. Более того, именно в СССР был снят один из первых фильмов о преследовании евреев нацистами. Это фильм «Профессор Мамлок», снятый в 1938 году – за 55 лет до «Списка Шиндлера». А фильм «Непокоренные», снятый на Киевской киностудии 1945 года, вообще стал первым художественным фильмом в мире, где прямо был показан Холокост – массовое убийство евреев целого города. Причем сцена расстрела была снята именно в Киеве и именно в Бабьем Яру.

Позже появились фильмы «Судьба человека», «Восточный коридор», «Восхождение», «Отче наш» и другие, в которых режиссеры затронули тему Холокоста в той или иной степени.

Однако именно «Дамский портной» стал первым и последним советским художественным фильмом, в котором было громко заявлено о трагедии Бабьего Яра. Не просто как об ужасном эпизоде ​​войны, а именно как об экзистенциальной трагедии, требующей решения.

– Бабий Яр – это один из символов Холокоста на территории Украины. Пожалуй, самый известный как в самой Украине, так и за ее пределами. О существовании Бабьего Яра знают многие люди

в разных странах мира. Но даже среди них лишь небольшая доля понимает масштабы трагедии, то есть то, что в отношении Украины вполне справедливо выражение «Бабины Яры». Поскольку почти каждый населенный пункт в Украине имеет свой Бабий Яр. У него, конечно, какое-то другое название, но суть одно и то же. На территории Украины находится более 2,5 тысяч мест массового убийства людей во время Второй мировой войны. Некоторые из них не отмечены на карте или даже не найдены. Но об этой трагедии человечества нельзя забывать. Хотя бы ради человечности и последующих поколений, – резюмирует Егор Врадий.

Есть свой Бабий Яр и в Днепре, где в октябре 1941 года было уничтожено около 11 тысяч евреев. Каждый год, 13-14 октября, в городе чтят память жертв, расстрелянных на территории Ботанического сада. Не стал исключением и 2024 год. У памятника, установленного у места расстрела евреев, состоялся траурный митинг. Раввин Исроэль Арье-Лейб Гуревич прочитал поминальную молитву за шестью миллионами жертв нацизма. А завершилась церемония воспламенением шести «Свечей памяти», символизирующих шесть миллионов жертв Холокоста.

– Единственное, что мы можем сделать – это помнить о тех, кого, к сожалению, с нами уже нет, – добавляет Егор Врадий.

Валентин Хорошун