Беспрецедентный погром еврейского населения Германии и Австрии 9–10 ноября 1938 года стал прелюдией к подготовке «окончательного решения еврейского вопроса» – тотального уничтожения евреев немецкими нацистами и их пособниками в странах Европы и на оккупированных территориях Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Массовое насилие 9–10 ноября 1938 года вошло в историю как Хрустальная ночь – из-за множества осколков стекол, усеявших мостовые немецких и австрийских городов после разгрома еврейских лавок и магазинов.
До прихода нацистов к власти в марте 1933 года численность евреев в Германии составляла 566 тыс. человек, а незадолго до начала Второй мировой войны, в мае 1939 года, там находилось уже менее 231 тыс. Резкое сокращение численности еврейского населения произошло за счет эмиграции в соседние европейские страны, в Палестину и за океан.
Активный выезд немецких евреев начался сразу после захвата власти Гитлером, когда население начали разделять на «арийцев» и «неарийцев», но особенно он усилился после Хрустальной ночи. Некоторые евреи не желали покидать Германию, родину еврейского Просвещения, и надеялись, что ограничение их правового положения – явление временное. Впрочем, вскоре принятые в Третьем рейхе законы, в основе которых была идеология расизма и антисемитизма, показали иллюзорность подобных ожиданий.
РАСОВЫЕ ЗАКОНЫ
Свое государство нацисты именовали Третьим рейхом, тем самым указывая на преемственность. Средневековая Священная Римская империя считалась первым рейхом. Созданная Бисмарком в 1871 года Германская империя была вторым рейхом.
В сентябре 1935 года были приняты расовые Нюрнбергские законы.
По закону «О гражданстве рейха» гражданином мог быть лишь тот, кто обладает «немецкой или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Этим законом немецкого гражданства лишались евреи и цыгане.
Законом «Об охране германской крови и германской чести» запрещалось «осквернение расы» – брак и внебрачное сожительство евреев с «гражданами германской или родственной ей крови», наем евреями домашней прислуги из женщин моложе 45 лет «германской или родственной ей крови». Нарушение закона влекло уголовное преследование.
В ноябре 1935 года принимается поправка к закону о гражданстве, которая устанавливает категории лиц «с еврейской кровью»: «Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи». К евреям отнесены были и те, кто рожден в смешанном браке, а также в случае принадлежности к иудейской общине, пребывания в браке с евреем, как и внебрачные дети, один из родителей которых был евреем. За короткий промежуток времени евреи оказались лишены основных гражданских прав, потеряли работу и возможность получить образование.
В результате аннексии Австрии в марте 1938 года под властью нацистской Германии оказались 200 тыс. австрийских евреев, началось повсеместное их вытеснение из сфер экономики. Ряд нормативных актов, принятых незадолго до Хрустальной ночи, означал прямой экономический грабеж. Евреев обязывали предоставлять сведения об имуществе – явный признак того, что готовилась почва для конфискации их собственности.
С июня 1938 года евреям-врачам в Германии запрещалось лечить пациентов-«арийцев», а с сентября того же года евреям была запрещена и юридическая практика. Месяцем ранее все мужчины-евреи оказались обязаны добавлять к своему имени «Израиль», а все женщины – «Сара». С октября 1938-го в паспортах немецких евреев ставился красный штамп J – Jude («еврей»).
ЭВИАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
По инициативе президента США Франклина Рузвельта в июле 1938 года во французском курортном городе Эвиане состоялась международная конференция, на которой делегации из 32 государств обсуждали проблему эмиграции немецких и австрийских евреев. Большинство стран не желали принимать еврейских беженцев.
Результаты конференции свидетельствовали о том, что международное сообщество не в состоянии облегчить страдания еврейского населения. Печатный орган нацистской партии, правительственная газета «Фелькишер беобахтер» радостно сообщала в анонсе под заголовком «Никто не хочет их принимать»: «Бесплодные попытки на еврейской конференции в Эвиане».
Голда Меир, впоследствии премьер-министр Израиля, стала непосредственной свидетельницей лицемерия и пустой болтовни в Эвиане. Она испытала чувства горечи, ярости, отчаяния и ужаса, ей хотелось кричать, что за цифрами, которыми оперируют делегаты, стоят люди, и, если их не пустят в другие страны, они могут всю жизнь провести в концентрационных лагерях или бродить по свету, как прокаженные…
ПЕРЕСЕЛИТЬ НА МАДАГАСКАР
В Польше в то время жили более 3 млн евреев – в пять раз больше, чем в Германии и Австрии вместе взятых. Польские власти приняли ряд антисемитских законов, в Варшаве размышляли о том, как бы вообще убрать из страны всех евреев, и уже в 1937 году велись переговоры с французским правительством о переселении десятков тысяч польских евреев на остров Мадагаскар – колонию Франции. Впрочем, осознав невозможность осуществления этого плана, поляки вскоре от него отказались.
РОКОВОЕ ПОКУШЕНИЕ
Слова Геринга о необходимости поставить еврейский вопрос «с максимальной широтой» были восприняты как призыв к массовым действиям против евреев. Они произошли уже в ближайшие недели. Нашелся и «благовидный» предлог. 7 ноября 1938 года 17-летний еврейский юноша Гершель Гриншпан в Париже совершил покушение на секретаря германского посольства во Франции Эрнста фон Рата. Через два дня фон Рат скончался.
Гриншпан рассматривал свои действия как ответ на депортацию в конце октября 1938 года из рейха 12 тыс. немецких евреев с польскими паспортами, в том числе и его семьи. После ареста Гриншпан заявил: «Я решил убить сотрудника германского посольства в знак протеста, чтобы обратить внимание всего мира на то, как в Германии обращаются с польскими евреями».
Эрнста фон Рата доставили в госпиталь, французские врачи сделали ему операцию. Его состояние не вызывало тревоги. Но фон Рат был обречен. По указанию Гитлера и на самолете фюрера в Париж направили медиков под руководством его личного врача, профессора Карла Брандта. Врач-изверг Брандт использовался Гитлером для выполнения «деликатных» поручений. 9 ноября «по ошибке» фон Рату стали переливать кровь, не соответствовавшую его группе, и он умер. Брандт констатировал «смерть от полученных ранений».
ДОРОГА В АУШВИЦ
В ночь с 9 на 10 ноября активисты нацистской партии по всей Германии и Австрии громили еврейские дома, магазины, школы. В первую очередь были подожжены синагоги и другие объекты, символизировавшие иудаизм. Евреев арестовывали, избивали и убивали, женщин насиловали. Сколько человек погибло в ту ночь, точно неизвестно, есть сведения, что более 90. В Кельне – городе с богатыми еврейскими традициями, восходящими к I веку н. э., – осквернили и разграбили четыре синагоги, разрушили магазины, мужчин-евреев отправили в концентрационные лагеря. В Берлине, где проживали около 140 тыс. евреев, функционеры СА разорили и сожгли девять из 12 синагог. Дети из еврейских сиротских домов были выброшены на улицу. Примерно 1200 мужчин подвергли заключению в концлагерь Ораниенбург-Заксенхаузен.
11 ноября утренние газеты рейха напечатали одно и то же сообщение: «Гнусный еврейский убийца Гриншпан вызвал священный гнев немецкой нации».
После погрома в Берлине полицай-президент города потребовал выезда из северной части столицы всех евреев и объявил ее «территорией, свободной от евреев». 5 декабря 1938 года был обнародован его указ о гетто. Отныне евреям запрещалось жить в районах, где находились правительственные здания. В Вене грабеж еврейского имущества достиг таких размеров, что гауляйтер Й.Бюркель пригрозил грабителям расстрелом.
Верховный суд нацистской партии установил, что в Хрустальную ночь был убит 91 еврей, еще 36 покончили жизнь самоубийством или получили серьезные телесные повреждения. Фиксировались случаи изнасилования, несколько человек в соответствии с Нюрнбергскими законами были осуждены за «осквернение расы». По всей Германии оказались сожжены и разрушены по меньшей мере 267 синагог. 7,5 тыс. еврейских предприятий разгромлены. Еврейские кладбища разрушены или осквернены. Приведены в негодность не менее 177 зданий. Материальный ущерб составил несколько сотен миллионов рейхсмарок. Только замена разбитых окон и витрин оценивалась в 6 млн рейхсмарок. Полиция арестовала около 30 тыс. евреев. Примерно столько же было отправлено в концентрационные лагеря: 10 тыс. в Бухенвальд, 11 тыс. в Дахау, от 5 до 10 тыс. в Заксенхаузен.
После Хрустальной ночи любое участие евреев в немецкой экономике находилось под запретом. Они сами должны были оплатить разрушения, нанесенные их собственности вандалами из СА и СС. На евреев налагалась контрибуция. Принимались новые антисемитские указы: декреты о восстановлении дорог, налог на которые накладывался на евреев. Легализованная система ограблений принесла рейху 1127 млрд рейхсмарок. Эти «репарации» оставили тысячи еврейских семей за порогом нищеты. Декреты 1939 года завершили юридическое оформление лишения евреев собственности, была уничтожена сама основа их существования. Насилие и грабеж евреев оказались доведены до крайней точки. Дорога в Аушвиц была открыта.
РЕАКЦИЯ В МИРЕ
Международное сообщество осудило погромы в Германии и Австрии. США разрешили 12 тыс. евреев из этих стран, прибывших за океан по краткосрочным визам, продлить свое пребывание. Но предложение конгресса о принятии дополнительно 2 тыс. детей принято не было. Британия увеличила квоту для беженцев. До начала Второй мировой войны Великобритания приняла до 50 тыс. немецких евреев. Около 10 тыс. попали туда же в ходе операции «Киндертранспорт» – перевозки и размещения на территории страны детей (без родителей), признанных евреями по расовым законам нацистской Германии.
17 августа 1939 года объявленный вне закона Верховным судом СССР советский дипломат-невозвращенец Федор Раскольников в своем «открытом письме» Сталину среди прочих преступлений обвинял его в том, что «еврейских рабочих, интеллигентов, ремесленников, бегущих от фашистского варварства, вы равнодушно предоставили гибели, захлопнув перед ними двери нашей страны, которая на своих огромных просторах может приютить многие тысячи эмигрантов».
Идеологический антагонизм, во многом влиявший на отношения между Советским Союзом и Германией, все больше смягчался. Летом 1939 года произошло стремительное сближение двух стран. 23 августа был подписан советско-германский договор о ненападении, 28 сентября – договор «О дружбе и границах». Вскоре цензурой оказались запрещены большое число изданий, кинофильмов, радиопередач, в которых обличался фашизм. Заботясь о сохранении «дружеских» отношений с Германией, советская пропаганда умалчивала о том, что происходило в Германии и на оккупированных территориях. От беженцев из Польши советские литераторы имели представление о положении евреев под немецкой оккупацией. Однако обсуждение этой темы в печати стало невозможным.
Одно из наиболее пронзительных произведений еврейского поэта Переца Маркиша – поэма «Цу а идише тенцерн» («Еврейской танцовщице», в русском переводе «Танцовщица из гетто»), написанная в 1940 году, в которой предвиделось уничтожение евреев в захваченной гитлеровцами Польше, тогда не могла появиться в печати.
Показательно отношение к рассказу Аркадия Гайдара «Голубая чашка». В одном из его эпизодов идет речь о девочке по имени Берта – дочери еврейского беженца из Германии. Ей кричит поселковый мальчишка Санька: «Дура, жидовка! Чтоб ты в свою Германию обратно провалилась!» «Подходит она ко мне (герою рассказа. – А. Л.) и спрашивает: “Это что такое жидовка?” А мне и сказать совестно». Так эта сцена была представлена в первом издании 1936 года. Однако в издании 1940 года она изменена: «дуру» оставили, а «жидовку» убрали.
* * *
Резня, зверства и массовые убийства гражданского населения Израиля, совершенные террористами ХАМАСа в черный шабат 7 октября 2023 года, дают еще одно основание обратиться к трагедии Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года, ставшей прелюдией к Катастрофе европейского еврейства. В отличие от нейтральной и даже равнодушной реакции в мире на ту трагедию сегодня международное сообщество в большинстве своем с болью и негодованием осуждает преступные деяния террористов. Это дает нам надежду и веру в человечность.
Александр ЛОКШИН,
lechaim.ru
ЩЕ СТАТТІ
Пам’яті Залмана Градовського. Попіл Освенцима
Володимир Хавкін: 165 років з дня народження
Три єврейські грації в поезії італійського бароко