НАЙСВІЖІШІ ПУБЛІКАЦІЇ

МАПА РУБРИК

02.08.2025

ШАБАТ ШАЛОМ

Газета Єврейської громади Дніпра

Exif_JPEG_420

Миры Вадима Сидура. Столетие пройдено

В его арендной мастерской На остановке «Парк культуры» Вопили белые скульптуры, Молчали черные в тоске Такой пронзительной… Это строки из первоначального варианта стихотворения Юнны Мориц «Мастерская», посвященного Вадиму Сидуру. Написано оно в 1968 году, за несколько лет до того, как скульптуры и графические работы Сидура произвели фурор в Европе и мире.

            «Вопиющие скульптуры» действительно являются главной темой творчества Вадима Сидура, к которой он пришел еще в начале 60-х годов и был ей верен до конца жизни.

            До признания в «своем Отечестве» – открытия большой выставки, организованной сыном Сидура Михаилом в 1987 году – скульптор не дожил год. До открытия музея на малой родине – в Днепре – 35 лет. Хотя сегодня это уже неважно.

            Главное, что миры, созданные Вадимом Сидуром, продолжают жить. В памяти ценителей его искусства, во многих городах мира – в виде его скульптур, линогравюр, картин и выставочных экспозиций, в его литературном и поэтическом наследии, в лотах престижных аукционов.

            Все их объять невозможно, как все необъятное, поэтому мы ограничимся тремя: миром довоенного Екатерино­слава-Днепропетровска, в котором Вадим Сидур жил до 17 лет; миром современного Днепра, в котором творца помнят и чтут, и внутренним миром самого Вадима Сидура.

            Тем более что повод для этого экскурса «за горизонт» сейчас идеальный. В июне 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения автора «Взывающего», «Треблинки», «Памятника погибшим от бомб», «Памятника погибшим от насилия» и множества других известных и не очень скульптур и монументов.

По тропинкам Дремучего леса

            О Днепропетровске у Вадима Сидура остались разные воспоминания, но самые трепетные из них, разумеется, из раннего детства – когда в восприятии реальность и чудеса еще мирно соседствуют, а мир полон красок и звуков.

            «Мама, пойдем в Дремучий Лес, – прошу я.

            И мы с мамой идем гулять на ПРОСПЕКТ. Поднимаемся вверх к Горному институту и парку Шевченко», – вспоминает Сидур в своей автобиографической книге «Памятник современному состоянию». ПРОСПЕКТ – это главная улица города, нынешний проспект Яворницкого, по которому в те времена «по вечерам прогуливались многие жители Днепропетровска».

            А вот еще одна цитата из его книги:

            «В те совсем еще недалекие годы, когда не было ни радио, ни телевизоров, начиная с ранней весны до поздней осени в наш двор приходили фокусники и акробаты, скрипачи, кукла Петрушка. Но из всех самыми прекрасными были шарманщики с обезьянками, а чаще с попугаями».

            Семья Сидуров жила в центре – на теперешней Старокозацкой улице – напротив бывшего доходного дома Френкеля, который и сегодня считается одной из исторических архитектурных достопримечательностей города.

Русский евреец

            Юлия Сидур однажды в шутку назвала мужа «коммунист и пол-еврей».

            Коммунистом он действительно был – в партию вступил во время войны. Но в конечном счете из партии его все равно исключили – за «неправильное» отношение к советскому искусству.

            А вот к своему еврейству Сидур с детства относился спокойно.

            «Я держу маму за руку. Мы идем мимо Финотдела по улице Карла Либкнехта (сейчас – Грушевского). Навстречу нам тетя Фрося, жена дворника дяди Тараса. Она наклоняется ко мне и спрашивает: Ты кто? Русский или еврей? Я гордо отвечаю: ”Я русский евреец“. Мама и тетя Фрося смеются».

            «Много евреев было в нашем классе, но и русских много, и украинцев… Нас это не волновало тогда. До вой­ны я даже ни разу не задумывался об этом», – это уже воспоминания школьного периода.

            Тем не менее, несмотря на свое «пол-еврейство» (Вадим Сидур евреем был по отцу), с еврейским миром, бытом и культурой будущий скульптор и художник в детстве соприкасался практически каждый день.

            «Когда мне было лет шесть, я дружил с девочкой с первого этажа. Ее звали Хана, а потом ее имя изменили на Аня».

            «В Днепропетровске все женщины, обращаясь друг к другу, обязательно говорили «Мадам»: «Мадам Каган», «Мадам Лейбович».

            И таких штрихов в книге Сидура, – много. Вот, например:

            «На самом верху лестницы громадный портрет человека с бородой. ”Это Карл Маркс“, – говорит мама. Женщину, развозящую молоко и масло в тележке, запряженной осликом, звали Клара Марковна. Но с тех пор, как я увидел портрет бородатого человека, я всегда называл ее Карла Марксовна. Все смеялись».

            Кстати, синагогу в Днепропетровске Вадим Сидур тоже иногда посещал. Хотя и не для молитвы.

            «Мать Рафаила Исааковича (соседа Сидуров) была малюсенькой, очень доброй старушкой. Я иду за ней и несу узелок с солеными огурцами. Я – шабесгой. Сегодня суббота. Мы идем в синагогу. Огурцы для бедных. В синагоге меня поразили школьные парты».

Скульптура начинается с пластилина

Поленница дров в сарае

Печь не топлю дровами

В каждом полене вижу

Будущую скульптуру

В. Сидур

            Тяга к искусству у Вадима Сидура появилась в раннем детстве. По его словам, рисовать он начал с 4 лет. В 12 лет – пошел в кружок рисования при Днепропетровском дворце пионеров. Примерно тогда же начал лепить фигурки из пластилина. Вадим вспоминал, что сохранилась фотография, на которой он стоит рядом с маленьким пластилиновым неандертальцем, а тот замахивается огромным камнем. Фигурку юный скульптор назвал «Охотник на мамонта».

            При этом Дима – как называли Сидура друзья и родные – увлекался не только рисованием и лепкой.

            «Я собирал книги, выменивал их на свои изделия. Большим успехом пользовались палки. Я выжигал на них увеличительным стеклом много интересного: пароходы, пальмы, человечков», – пишет Вадим Сидур
в «Памятнике современному состоянию».

            Особенно дорога Сидуру была скульптурка, вылепленная им за день до начала войны. В витрине букинистического магазина Вадим увидел большую репродукцию картины Репина «Толстой, сидящий в кресле». Она его впечатлила, и Вадим вылепил фигурку из пластилина.

            «Теперь у меня был собственный Толстой. Я любовался им, своим творением. Пластилиновый Толстой сидел в пластилиновом кресле. Папа читал газету. Мама вошла и сказала: ”Все готово, можно обедать. Дима, кончай лепить, мой руки“».

            Но судьба, как известно, злодейка. Войну скульп­турка Толстого не пережила. Когда осенью 1943 года, после освобождения Днепропетровска, Вадим Сидур добрался до дома, где родился и вырос, выяснилось, что от него не осталось ничего – только торчащая печная труба. В формулировке самого Сидура – «новаторский памятник детству и юности».

Из Подвала – к мировому признанию

Реквием

Небо плачет

Третий день

не выходим из дома

В окна смотрим

Глазам поверить не можем

Умерло Лето

В. Сидур

            В этом году, кстати, еще одна «круглая дата». Ровно 50 лет назад – в 1974 году – была установлена первая большая, 192-сантиметровая скульптура Вадима Сидура – «Памятник погибшим от насилия». Но произошло это не в СССР, а в Германии – в Касселе.

            К этому времени в творчестве Вадима Сидура уже выкристаллизовались две главенствующие и переплетающиеся друг с другом темы. Это – страдания и смерть. Но вместе с тем – жизнь и любовь.

            Фактически в своих работах Сидур воплощал чувства, эмоции и страдания, которые пережил сам. А пережить ему довелось многое: и Голодомор, когда мама Сидура обменяла в Торгсине единственную драгоценность, которая была в доме – серебряную ложку – на килограмм крупы; и ужасы войны; и тяжелое ранение, сделавшее его на всю жизнь инвалидом, и первый обширный инфаркт в 37 лет.

            Поэтому не удивительно, что творчество Вадима Сидура совершенно не вписалось в официальное советского искусство. Зато прекрасно вписалось в искусство мировое. Судьбоносным для Сидура оказалось знакомство с немецким профессором-славистом Карлом Аймермахером, разглядевшим в Вадиме бриллиант советского модернизма. В результате, творчество Сидура стало достоянием всего мира. В 1971 году Аймермахер организовал первую персональную выставку произведений Вадима на Западе – в Швейцарии. В 1972-м вышла в свет первая книга о Сидуре – в Австралии. А к 1993 году в одной только Германии было установлено 10 скульптур Вадима Сидура. Последняя из них – «Памятник погибшим от бомб» – в Вюрцбурге.

            Что же касается истоков творчества Вадима Судура, в свое время на него огромное впечатление произвела выставка работ Пабло Пикассо, прошедшая в Москве в 1956 году. Хотя в целом Сидур – самобытный творец. И энергию для творчества, как и первые модернисты, он во многом черпал из архаического искусства.

            При этом не обошлось и без «днепропетровского следа». По словам Сидура, в юности на него неизгладимое впечатление произвели древние скульптуры, высеченные из серого гранита:

            «Несколько таких изваяний стояло перед историческим музеем в Днепропетровске. Я подолгу рассматривал этих скифских баб, поражаясь их грандиозности и спокойствию, рассчитанному на вечность».

Днепр помнит! Днепр ценит!

            В Днепре вот уже шесть лет активно возрождают память о выдающемся скульпторе-авангардисте. В 2018 году в городе открылась Школа современного изобразительного искусства и дизайна им. Вадима Сидура (к сожалению, испытания войной она не выдержала и в конце 2023 года прекратила свое существование).

            В 2021 году, в гимназии № 33, где в свое время учился Вадим Сидур, открылся его музей. Одним из инициаторов открытия музея был главный редактор газеты «Шабат Шалом» Михаил Каршенбаум.

            В 2022 году в рамках проекта «Відчуй Дніпро» на фасаде школы № 33 была установлена мини-скульптура «Юля и Кот», выполненная по одноименной графической работе Вадима Сидура.

            А в мае 2024 года, в канун юбилея скульптора, в днепровском музее «Память еврейского народа и Холокост в Украине» открылась отдельная экспозиция, посвященная Вадиму Сидуру. Она готовилась несколько лет.

            И это еще не все. С прошлого года в Днепре усилиями Григория Гельфера и фонда «Культурная столица» реализуется проект установки большой шестиметровой скульптуры Вадима Сидура «Памятник погибшим от бомб». Идея этого проекта также принадлежит Михаилу Каршенбауму.

            При этом уже сегодня в Днепре можно увидеть не только музейные реплики скульптур Сидура, но и две оригинальные модели, сделанные самим мастером. Одна из них – «Треблинка» – экспонируется в музее «Память еврейского народа…», вторая – передана Днепровскому художественному музею.

Image Not Found

            Как рассказал нам искусствовед Владимир Маликов, музей Вадима Сидура давно и плодо­творно сотрудничает с Карлом Аймермахером, и в юбилейный год планирует порадовать своих посетителей новой виртуальной галереей скульп­тур Сидура, установленных в Германии. В рамках проекта сотрудники музея намерены сделать 3D-сканы 10 скульптур, а затем с помощью очков виртуальной реальности экспонировать их посетителям.

            Открытие галереи запланировано на вторую половину 2024 года.

Валентин Хорошун