Во время Суккот участники просветительского проекта «Тиккун Олам» всегда пытаются найти возможность побывать в настоящем шалаше и приобщиться к еврейским традициям. В этом году в один из дней Холь а-Моэд для совместного празднования их любезно пригласила в свою сукку семья Абраменко.
Празднование прошло в атмосфере настоящего хасидского застолья, единства и радости. В беседах о Торе, традициях и заповедях, касающихся праздника. В живом общении – с песнями, майсами, отличным вином и изысканным меню.
В дни Суккот семья Абраменко всегда принимает гостей в шалаше. Это уже многолетняя традиция. И всегда прием происходит на самом высоком уровне. Тем более что это прямая установка Торы для евреев – во время Суккот собираться всем вместе в шалаше и – радоваться, веселиться и танцевать.
При этом для участников «Тиккун Олам» несколько часов, проведенных в гостеприимном шалаше семьи Абраменко, были не только мастер-классом по еврейским традициям, но и позволили погрузиться в атмосферу настоящей еврейской семьи. Проводниками в мир идишкайта для участников проекта стали сразу две известные в Еврейской общине Днепра семьи: Давид и Хагит Мануйловы, которые, собственно, и являются организаторами проекта «Тиккун Олам» и несут в Днепре свет Торы народам мира, а также семья Абраменко: реб Менахем-Мендел и его жена Ирина с сыновьями Элиезером и Леви-Ицхаком. Семья Мануйловых, кстати, тоже была в полном составе – с сыновьями Алоном и Ионафаном. Принял участие в праздновании и знаток Торы – секретарь раввинского суда, раввин Ицхак Каршенбаум. Следовательно, заповеди Суккот во время празднования были соблюдены по всем канонам.
В основе еврейского образа жизни находится семья. Традиционную еврейскую семью отличают взаимное уважение супругов при разрешении любых разногласий, благоразумие и, конечно, чувство юмора. И для людей, не имевших возможности впитать атмосферу идишкайта с детства, очень важно увидеть, как на практике строятся отношения в крепкой кошерной еврейской семье. Матрицу правильных отношений можно выбрать только в семье. Уникальность проекта «Тиккун Олам» состоит в том, что его участники имеют возможность учиться не только пониманию Торы, но и пониманию правильных отношений в еврейской семье – на примере взаимоотношений супругов Мануйловых.
Но основное внимание участников празднования, разумеется, сконцентрировали именно на традициях праздника Суккот.
‒ Евреи на семь дней переселяются в легкие шалаши, чтобы исполнить заповедь Всевышнего. И в это время Облака Славы, защищавшие вышедший из Египта еврейский народ в пустыне, окружают их временные жилища. Праздник Суккот – это время величайшего раскрытия небес перед нами, когда Бог совсем рядом, – подчеркнул Давид Мануйлов.
Перед началом трапезы все, кто еще не выполнил в этот день мицву «Нетилат лулав» – одну из самых важных во время празднования Суккот – провозгласили благословение над «Арбаа миним» – четырьмя видами растений. Правильно выполнить заповедь участникам помог реб Давид Мануйлов. Под его руководством они также прочли все надлежащие благословения, после чего насладились изысканной суккотной трапезой.
«Старожилы» проекта уже хорошо знакомы с традициями праздника, а новым участникам реб Давид разъяснил глубокий символизм прочности и значение каждого вида растений, необходимых для выполнения «Нетилат лулав».
Арава – вид ивы. Ее ветви не обладают ни вкусом, ни запахом и символизируют «приземленных» евреев, мало знакомых с мудростью Торы и не особо заботящихся о выполнении заповедей и добрых дел.
Адаса – мирт, растение с приятным запахом и густыми листьями.
Лулав – ветвь финиковой пальмы. Растение без запаха, но с вкусными сладкими плодами. Он символизирует евреев, которые преуспели в познании Торы, но не выполняют с должным усердием заповедей и не делают добрых дел в достаточном количестве.
Наконец Этрог (цитрон) – «плод прекрасного дерева». Он имеет оба хороших качества – и приятный вкус, и отличный аромат. Это евреи, изучающие Тору, исполняющие заповеди и делающие добрые дела – сильные и в познании мудрости, и в оказании помощи ближним.
Соединив вместе четыре вида растений во время выполнения заповеди и произнося на них благословения, каждый еврей будто признает: «Мы все разные, но мы единый народ перед Всевышним».
— Эта заповедь учит нас, что каждый еврей, даже если он мало знает и умеет, важен и необходим для обеспечения единства всего еврейского народа. Если хоть один человек отсутствует – полного единства уже нет. Так и с заповедями Суккот – если хотя бы одного вида растений не хватает – благословение не состоится, заповедь не будет исполнена. Необходимо единство – все четыре растения. Поэтому никогда не стоит недооценивать свою роль, думать или говорить: «Я недостаточно хороший человек, не соблюдаю заповеди, не уделяю достаточно времени для изучения Торы». В самом деле, в глазах Всевышнего ты тоже важный и нужный человек. Возможно, не все твои поступки правильны. Но одним из Б-жественных проявлений в человеке является свобода воли. Поэтому у тебя всегда есть возможность выбора и шанс исправиться. Нам есть к чему стремиться, на кого равняться, нам есть куда идти! Человек никогда не должен отчаиваться, – резюмировал реб Давид Мануйлов.
Осталось лишь напомнить, что в еврейской традиции есть несколько правил, касающихся гостей. Нужно соблюдать меру – то есть вовремя уйти – и нужно уметь быть благодарными как Творцу, так и людям. Для религиозного человека это нужное качество. Участники празднования не поскупились на теплые слова в адрес семьи Абраменко. А подвела итог от имени всей мишпахи «Тиккун Олам» Хагит Мануйлова:
– Дадим благословение этой семье, чтобы Всевышний никогда не поворачивался к ним обратной стороной, а всегда только лицом.
Наталья Ларионова
ЩЕ СТАТТІ
День еврейских знаний
Суккот в «БеЯхад»
Вкусный праздник