НАЙСВІЖІШІ ПУБЛІКАЦІЇ

МАПА РУБРИК

03.08.2025

ШАБАТ ШАЛОМ

Газета Єврейської громади Дніпра

Десять лет спустя

Вообще, скажу я вам, десять лет — это не десять дней и даже не десять месяцев. И в жизни одного, отдельно взятого, человека это много, а в жизни газеты — коллективного, как говорили еще совсем недавно, органа — это целая вечность. И продержаться столько времени, выходя регулярно, каждый месяц — это надо уметь. И те, кто работает в «Шабат шалом», видимо, это умеют. Раз вы читаете этот номер. Умеют и знают, что казавшееся самым трудным, почти невозможным — создать еврейскую газету, совсем не самое трудное.

Да, конечно, десять лет назад это выглядело фантастикой. Евреи вздрагивали и замирали, как вкопанные, у киосков «Союзпечати» от вида одного только названия. Замирали и начинали озираться. Им хотелось немедленно вынуть деньги и купить газету. Но они не решались — а вдруг это провокация? Вдруг сзади стоят люди в штатском и фотографируют всех, кто покупает не «Правду», не «Труд», не «Социалистическую индустрию», а «Шабат шалом». Тогда не задумывались, зачем и кому нужны провокации. Все были уверены, что те, кому следует, знают, зачем. И все-таки газету покупали. Покупали и говорили: «Ну, раз разрешили еврейскую газету — значит, действительно наступила свобода».

И действительно, свобода наступила. Но наступления свободы для создания газеты недостаточно. Здесь, как минимум, нужен человек, одержимый идеей (ОИД). И такой человек, естественно, возник. Почему он, кандидат технических наук, геофизик, решил, что должен издавать газету — известно одному Б-гу и то неточно. Остальным это по сей день непонятно. Не очень это поняли и в городском еврейском обществе «Тар-бут вэрахамим», куда Михаила Каршенбаума привел его давний друг Илья Брискин. Не поняли (и я их понимаю!) и не поддержали. Так что пошёл Михаил Кар-шенбаум куда глаза глядят и пришел в МП «Элфис», я котором, к слову сказать, -не было ни одного еврея.

Вы, конечно, будете смеяться, но именно тут его и поняли. Так МП «Элфис» стало первым учредителем еврейской газеты «Шабат шалом». От всего этого ум слегка заходит за разум и там остается, но все было именно так. И я не стану грешить против истины и корректировать историю. Тем более что не только учредили эту газету неевреи, но и делали ее вначале они же — не о Каршенбауме будь сказано. Первые номера готовила к печати Татьяна Козлова, три с половиной года техническим редактором был Виктор Мачула.

Почему они это делали? Это же не приносило ни денег, ни славы. Может быть, потому, что были просто нормальными людьми и не были антисемитами.

В общем, учредителя и спонсора, а также тех, кто будет делать газету, Михаил Каршен-баум нашел. Осталось найти тех, кто будет ее писать. Как в анекдоте: «Еврейские колхозы созданы. Высылайте евреев». Да, это была задача! Скажем прямо, не все (мягко говоря) пишущие евреи бросились строчить статьи в еврейскую газету на еврейские темы. Возможно, они опасались, что такие темы могут сказаться на их репутации и на их добром имени Абрам, переделанном в Александр. Тех, кто не опасался, было мало, но они всё-таки были. Борис Фельдман и Эдуард Флинк написали первые материалы — и лед тронулся. А в начале апреля 1991 года тот самый ОИД Каршенбаум держал в руках первый номер, пачкавшийся типографской краской, и не верил своим глазам, не верил очевидному. Конечно, я мог бы написать, что он плакал. Но не напишу. Потому что он не плакал. Он выпил. Выпил за то, чтобы его детище жило долго и счастливо.

Короче говоря, лиха беда начало. За первым номером последовал второй, третий, десятый. К вышеупомянутым Фельдману и Флинку примкнули Эдуард Аксельрод, Илья Богинский, Павел Гинер (ответственный секретарь) и тоже стали писать. Потом пришел злой Хургин и сказал, что газета «плохая», что ей нужен корректор, и что ее еврейское демократическое содержание надо литературно редактировать железной сталинской рукой. Естественно, главный редактор обиделся. Но, подумав, сказал Хургину: «Тебе надо, ты и редактируй». И у газеты появился литературный редактор — заклятый враг всех ее авторов, считающий себя их лучшим другом, а также корректор Людмила Лущиц и постоянный наборщик, верстальщик, технический редактор и секретарь редакции в одном лице — Эмма Коротченко.

К слову, с годами авторов становилось все больше. На страницах появлялись умные статьи Артура Фредекинда, дотошные исторические изыскания Александра Быстрякова, военные очерки Ильи Кацнельсоиа, репортажи молодых, но уже талантливых Татьяны Городецкой и Ривки Коротченко. Мало того, в «Шабат шалом» начали писать Ефим Гальперин из Нью-Йорка, Харитон Берман из Белой Церкви, Евгений Бродский из Полтавы. Всех, к сожалению, не перечислишь — пусть уж они на меня не обижаются. Да и не главное это — перечислить всех. Главное, что газета выходит -теперь уже не только на бумаге, но и в интернетовской версии, — что ей десять лет, что даст Б-г, она будет выходить, как минимум, до ста двадцати.

Лев ЛЕЙНОВ

Р. S. А вот теперь самое главное. Н это серьезно. Никакого десятилетня газеты «Шабат шалом» не было бы. если бы ей не помогали Днепропетровская еврейская община и главный раввин реб Шму эль Каминецкий, а также «Джойит». БФ «Хесед Ме-нахем», Еврейский общинный центр Сохнут, Израильский культурный центр, Днепропетровский областной Совет евреев и общин. Торговый дом братьев Дубинских, «ВЛД-пресс» и другие.

Что может сказать им редакция! Только одно: «Всем спасибо!».