Никак не могу понять, почему арабам так хочется напасть на Израиль в дни религиозного праздника. Видимо, надеются, что внезапность приведет к победе. И уроки прошлого ничему не учат.
В Йом Ацмаут 2023 года, в праздник Дня Независимости Государства Израиль, мне здорово повезло – я оказалась на хайфской набережной. Боевые самолеты летели в Иерусалим на парад и, красуясь, пролетели низко над морем. Собравшиеся на набережной жители Хайфы восторженно наблюдали за потрясающим зрелищем – слаженные боевые тройки, одна за другой взмывали в небо, приветственно подмигивая сигналками. Именно там, на набережной, я и познакомилась с двумя людьми – свидетелями событий, о которых пойдет речь. Один – Игаль, сабра, в 73-м году пилот боевого вертолета. Другой – Меир, родом из Черновцов, в 73-м году инженер на израильском военном заводе.
И еще повезло – я смотрела канал израильского телевидения «История», когда по нему прошел документальный фильм о событиях предыдущей войны, 1967 года. Был использован широко известный, но весьма действенный прием – экран разделен на две полосы и по ним идет демонстрация того, что происходит одновременно, но в разных местах. Совместили Каир и Тель-Авив. Накануне 5 июня – в Каире ликующие толпы, в предвкушении безнаказанного грабежа и насилия, сияющий президент Египта Насер, уже возомнивший себя победителем. И тель-авивцы, тревожно приникающие к радиоприемникам в ожидании новостей. И другие кадры – на улицах Тель-Авива и освобожденного Иерусалима танцы и ликование. А по египетскому телевидению выступает черный от горечи поражения Насер, с клятвами – отомстить и уничтожить ненавистный Израиль.
И было от чего почернеть – во время Шестидневной войны в 1967 году Израиль захватил Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала, ставшего, таким образом, зоной прекращения огня, и примерно половину Голанских высот, ранее целиком принадлежавших Сирии, а также Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Египет и Сирия жаждали вернуть потерянное и готовили войну долго и тщательно. События несколько замедлила смерть Насера, президентом стал Анвар Садат, настроенный не менее воинственно, чем его предшественник.
После размышлений было решено назначить нападение на святой для евреев день – Йом Кипур. Тому, кто не был в Израиле, трудно себе представить, как это – настоящий Судный день. На дорогах машин нет, все шоссе захвачены детьми. А уж те раскатывают на всем, на чем можно ехать – самокаты, доски, ролики, велики, – словом, на всем, что под ноги попадет. Даже в футбол на дороге играют. Степенно гуляют семьи с крохами в колясочках, мужчины в талитах-гадоль переходят от дома в синагогу, беседуют. И в такой день – война.
Вот что сказал Игаль:
– Нам, как ни странно, это помогло. Шоссе были пусты, никаких пробок. Все, кто был на отдыхе, сразу бросились в свои части, отставники – к пунктам сбора.
Это было очень важно, – ведь ко дню «Х» арабские страны накопили в два раза больше танков, самолетов, в три раза больше боевых кораблей. Я уже не говорю о чисто исламском лицемерии – после нападения на мирный Израиль радио Дамаска и Каира практически одновременно объявили, что именно Израиль начал войну, а действия их армий являются лишь ответными операциями. Первые два дня преимущество внезапного нападения давало о себе знать – и арабы уже предвкушали победу. Не учли одного – евреи своего не отдают. Со всех концов мира израильтяне, прошедшие военную выучку, бросились домой, оставляя учебу, работу, семьи.
А вот что рассказал мне Меир:
– Те, кто был в Израиле в эти страшные октябрьские дни, никогда его не оставят. Я тогда был в Ашдоде. Мужчины выскакивали из синагог, кто как был, не успев сбросить талит. Прыгали в грузовики. Женщины бросали в машины кто что успел схватить – какие-то сэндвичи, воду, любую еду. А уже на выезде из города пожилые люди, закидывали в грузовики горячие бурекасы. И тоже воду в бутылках. Грузовики неслись вперед, туда, где стреляли…
Война началась с массового и успешного пересечения Египтом Суэцкого канала. Египетские силы пересекли линию прекращения огня, а затем практически без сопротивления продвинулись на Синайский полуостров. Через три дня Израиль мобилизовал большую часть своих сил и остановил египетское наступление, что привело к затишью в военных действиях. Сирийцы скоординировали свою атаку на Голанских высотах с египетским наступлением, и первоначально достигли угрожающих успехов на территории, удерживаемой Израилем. Тем не менее, за три дня израильские силы отбросили сирийцев к довоенным линиям прекращения огня. После этого Армия обороны Израиля начала четырехдневное контрнаступление в глубину Сирии.
В течение недели израильская артиллерия обстреливала окраины Дамаска. Садат начал беспокоиться о своем главном союзнике, поэтому он приказал египтянам перейти в активное наступление, но их атака была быстро отбита Израилем. Затем израильтяне контратаковали стык между двумя египетскими армиями, пересекли Суэцкий канал, а войдя в Египет, в ожесточенных боях начали медленно продвигаться на юго-запад, к городу Суэц. В результате обе стороны понесли тяжелые потери.
К 24 октября израильтяне значительно улучшили свои позиции и завершили окружение Третьей армии Египта и города Суэц. Это событие привело к напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Советским Союзом, и 25 октября совместно было введено второе прекращение огня, чтобы положить конец войне. Не могу удержаться, чтобы не рассказать об удивительной отваге и примере героизма. На юге Голан положение израильтян было катастрофическим: 188-я бронетанковая бригада «Барак», занимающая позиции на местности, лишенной естественных прикрытий, несла тяжелые потери, к тому же, осталась без командиров – все командование бригады погибло, причем каждый – в своем танке, когда сирийцы отчаянно рвались к главному источнику пресной воды – озеру Кинерет. Уцелевшие экипажи на своих танках продолжали вести бой. В ночь с первого на второй день войны лейтенант Цвика Грингольд, только что прибывший на поле битвы и не прикрепленный ни к какому подразделению, сдерживал своим танком продвижение сирийской бригады:
«В течение 20 часов „отряд Цвики“, как он назывался по радиосвязи, меняя позиции и маневрируя, воевал с сирийцами – иногда один, иногда в составе более крупного отряда, меняя танки полдюжины раз, так как они выходили из строя из-за повреждений. Он был ранен и получил ожоги, но оставался в строю и постоянно появлялся в самый критический момент с самых неожиданных направлений, меняя, таким образом, ведение боя».
За свои действия Цвика Грингольд был награжден высшей воинской наградой Израиля – медалью «За героизм». (Цви Грингольд прослужил в танковых войсках еще много лет после Войны Йом Кипур, был командиром элитной 7-й бронетанковой бригады и вышел в отставку в чине полковника. После отставки Цви Грингольд был мэром города Нетивот и президентом нефтехимической корпорации в Хайфе – прим. ред.).
Плоды победы у Израиля, с активной помощью СССР, конечно, отобрали. К тому же арабские страны – поставщики нефти – применили меры экономического и политического воздействия на союзников Израиля: страны – члены ОПЕК ввели эмбарго на продажу нефти странам Западной Европы, а также повысили цену на сырую нефть втрое, что привело к нефтяному кризису 1973 года. Двадцать восемь стран Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. То есть все средства – эмбарго, санкции, прочее – были пущены в ход.
Египет, в результате дипломатического торга, вернул себе контроль над Суэцем. А вот Голаны не вернулись к Сирии – да и кто бы отдал. Ведь Голаны – это и густые леса, заповедники природные и исторические, источники пресной воды (до которых арабы, если доберутся, могут попросту разрушить), пастбища для небольших, но чрезвычайно высокоудойных коровок. И, кстати, именно там выгодно разводить породистых коней. Эти красавцы – великолепные, тонконогие, по 100–150 тысяч долларов каждый (и опять не смогу не добавить – в Израиле лошадок любят, во многих крупных молодежных центрах их для детей держат. Моя внучка, живущая в таком центре, увидев мохноногое чудо, долго не могла ничего произнести от восторга).
А главное – стратегическое значение Голан. Сегодня Сирия боится против Израиля выступить открыто – с Голанских высот, конкретно – с горы Ави Таль – прекрасно прослушивается, а при необходимости и простреливается вся Сирия, включая Дамаск.
Тем не менее, по результатам войны пришлось принимать тяжелые решения – свой пост потеряла Голда Меир, в отставку пришлось уйти нескольким генералам. Хотя военные результаты впечатляли. Правильной оказалась ставка командования ВМФ на малые ракетные катера, ставшие главным условием победы на море. Да и израильские летчики доказали свою результативность, практически сковав воздушный флот противника. В целом боевой опыт войны Судного дня привлек внимание многих военных теоретиков как в западных странах, так и в Советском Союзе, став не только объектом изучения в военных академиях, но и основой для появления новых военных доктрин.
И вот – новое нападение, со звериной жестокостью… Мирные вчера поселения, молодежный фестиваль под разрывами бомб. И манера та же – грабеж, отвратительное насилие над женщинами, убийство детей. То, чего хотели Насер и Садат в 73-м году, исполнили бойцы хамас. Вот только мир изменился. Египет в войну не полез – невыгодно, да и армии Ливана и Сирии как бы в стороне – выжидают. Если бы ЦаХаЛ не начал отвечать на удар ударом, – возможно, вмешались бы и они. Но жесткий ответ Израиля и совсем иная, чем в 73-м, реакция Запада и США сдерживают. В войне участвуют только террористические организации. Это тоже немалая сила – их вооружает совершенно сбрендивший Иран. Но главное – в самих арабских странах власти боятся поддерживать Хамас и Хезболлу, – ведь эти отморозки всерьез считают себя политической силой. После прихода Хезболлы в Ливан местное население – а это, в основном, друзы и христиане – лишилось каких-либо прав, живет в нищете. Главная цель лидеров Хамаса и Хезболлы – захват политической власти в любой стране, какая подвернется, грабеж ее ресурсов и превращение населения в зомбированных подонков.
В Вест-Пойнте – высшей военной академии США – один из преподавателей заявил кадетам:
– Я израильские военные операции вообще не рассматриваю. Потому что мы с вами разбираем примеры работы человеческой мысли. А тут явно видно проявления Высшей воли.
Надеемся, что и в этот раз война закончится победой Израиля, его солдат, офицеров, всего народа.
Все-таки Г-сподь хранит эту такую большую маленькую страну и ее народ.
Эстер ТАХТЕРИНА,
Хайфа
На фото: 1973 г. Вручение боевой награды лейтенанту Цви Грингольду. Подвиг лейтенанта Цви Грингольда вошел в анналы военной истории. Никогда еще танкисту в ходе одного боя не удавалось уничтожить столько танков противника. Как считают военные историки, Цви Грингольд за сутки уничтожил до 60 вражеских танков
ЩЕ СТАТТІ
Слова, які не встиг сказати вчора
12 днів війни: як Ізраїль та Іран зійшлися у небі Близького Сходу
Їх не врятували