Днепровскую синагогу на ул. Коцюбинского, 7 часто называют Малой синагогой Днепра. Так сложилось исторически, поскольку на момент ее строительства в городе уже была большая каменная Хоральная синагога, сегодняшняя «Золотая Роза». Но это именно тот случай, когда историческое название совершенно не отражает сути. В действительности, в истории и становлении Еврейской общины Днепра синагога на Коцюбинского, 7 сыграла важную, а в некоторые периоды — определяющую роль.
Начнем с того, что с ней неразрывно связана история общины. Это одна из двух старейших сохранившихся синагог Днепра. Она была открыта без малого полтора века назад — в восьмидесятых годах девятнадцатого века и с 1881 года известна как синагога «Ашкеназ». Название к ней прикипело, так как в синагоге придерживались «германского канона» — одного из двух существующих распорядков молитв ашкеназских евреев. А на иврите германский канон — Нусах ашкеназ.
И это, кстати, тоже яркий штрих. В начале двадцатого века нусаху ашкеназ в городе следовали только две синагоги, одной из которых была «Ашкеназ». В остальных порядок молитв был уже хасидский, на основе сефардского нусаха.
Однако, по-настоящему судьбоносный период в истории Малой синагоги и еврейской общины Днепра начался после прихода советской власти. В 1929 году по требованию окружного совета «Союза безбожников» была закрыта Большая синагога города. Позже — и другие синагоги.
В результате, в 1934 году в городе осталась единственная работающая синагога — Малая. Во время войны, после того как Днепропетровск оказался в немецкой оккупации, и она по понятным причинам приостановила свою деятельность, но уже в 1946 отрылась вновь. Таким образом, за полтора века существования в Малой синаноге всего 5 лет не велись богослужения. На территории бывшего СССР таких синагог всего несколько.
При этом главным центром еврейской жизни в Днепропетровске Малая синагога оставалась более 60 лет — вплоть до 2000 года, когда в городе после реконструкции открылась «Золотая Роза». Именно в Малой синагоге до 2000 года располагался и офис главного раввина Днепра Шмуэля Каминецкого.
Впрочем, в первые десятилетия после войны синагога несмотря на то, что была единственной в городе, существовала в экстремальных условиях, особенно в пятидесятые годы. Фактически еврейский городской «дом собраний» находился под двойным ударом — антиеврейской и антирелигиозной политики. Так, в 1952 году произошло два неприятных инцидента — кто-то из соседнего двора два дня подряд забрасывал синагогу камнями во время богослужения. В результате одна из женщин пострадала. В 1953 году в период «дела врачей», когда по всей стране началось шельмование евреев, существовала реальная угроза закрытия синагоги. Тем более, что в это время она осталась без раввина Иегуды Левина, который перебрался в Москву. Похожая угроза возникла и в 1957 году, когда в СССР была развернута массовая кампания по борьбе с религией, в ходе которой во многих городах синагоги были закрыты, а еврейские кладбища ликвидированы. Все это детально описал в своей книге «Хроника жизни евреев Екатеринослава–Днепропетровска» Александр Быстряков.
Тем не менее, Малая синагога выстояла. Более того, количество прихожан в послевоенный период медленно, но уверенно начало расти. Если в пятидесятых годах в синагоге во время праздников собиралось до 1,5 тыс. человек, то в шестидесятые — уже до 3,5 тысяч. Во многом это заслуга Григория Короля, одного из первых лидеров еврейского возрождения в Украине.
«Я хорошо помню нашу старую синагогу с печкой-буржуйкой, с разбитой сантехникой и подвалом, который во время дождей всегда заливало водой. Помещение, где не было ни миквы, ни столовой, ни охраны. Но никогда, даже в самые тяжелые годы, мы не сдавались. С большими трудностями небольшая горсточка евреев удержала синагогу. Через что только ни прошли: взятки, ругань, постоянные проверки…», — отмечал в своих воспоминаниях Григорий Король.
Кардинальные изменения в жизни еврейской общины города, и соответственно Синагоги на Коцюбинского, 7 произошли в конце восьмидесятых годов, когда в стране была объявлена перестройка. В этом период небольшой двор синагоги уже не вмещал всех желающих.
Хотя сложности все равно остались. Только теперь уже бюрократические. По словам Григория Гирша, в 1990 году, когда в Днепре регистрировалась еврейская община города и утверждался ее устав, с властями пришлось воевать за каждое слово в документе. А кандидатуру главного раввина Днепра Шмуэля Каминецкого после его приезда в город из США — дважды утверждать в облисполкоме.
В начале 2000-х годов Малая синагога прошла через очередное испытание. Теперь уже капитализмом. На территории, где она расположена, начал реализовываться мегапроект — строительство ТРЦ «Мост-Сити». Все здания в округе были снесены. Устояло только одно — Малой Синагоги — благодаря принципиальной позиции Шмуэля Каминецкого.
В результате здание синагоги окончательно обрело статус исторической достопримечательности. Сейчас оно в буквальном смысле расположено внутри комплекса «Мост-Сити» на пятачке нетронутой территории. А у самой синагоги в результате появилось еще одно имя «Альтер Шил», что в переводе с идиш означает «старая синагога».
Новый этап в жизни Малой синагоги начался в 2017 году после завершения реставрации молитвенного зала. Дело в том, что во времена СССР в зале была сделана уникальная роспись, но в девяностых годах в результате неудачного ремонта она была уничтожена. В 2017 году появилась возможность вернуть залу прежний вид: Еврейская община Днепра подписала договор о сотрудничестве с благотворительным фондом «Добре майбутнє», который на тот момент возглавлял один из пионеров еврейского возрождения Зеев Виноградов. Соглашением было предусмотрено создание в Днепре реабилитационного центра для евреев, освободившихся из мест лишения свободы. Местом дислокации центра была определена Синагога на Коцюбинского, 7. Со своей стороны ребе Виноградов пообещал провести реконструкцию здания синагоги. «Добре майбутнє» справилось с этой задачей за несколько месяцев.
В результате, здание синагоги похорошело, сама синагога начала плотно взаимодействовать с фондом «Добре майбутнє». А та, в свою очередь, приступила к реализации программы реабилитации заключенных. Что, кстати, тоже не случайно, так как Зеев Виноградов на тот момент уже 3 года курировал аналогичный проект «Пидьен швуим», организованный Федерацией еврейских общин Украины в 2014 году, на территории почти всей Украины, за исключением Приднепровья.
Позже ребе Виноградов рассказал, как вообще возникла идея создания реабилитационного центра:
«Однажды мы беседовали с руководителем «Шиурей Тора Любавич» — еврейской молодежной организации, которая специализируется на неформальном обучении и воспитании еврейских детей, подростков и молодежи, — Даном Макогоном. Речь зашла о том, что в состав организации входит так называемая группа риска: евреи из числа бывших заключенных, людей с алкогольной и наркотической зависимостью. После чего Дан предложил мне заняться тем же, но на уровне синагоги. Я взвесил все за и против и согласился, так как на тот момент уже более 20 лет проводил занятия по еврейским традициям и законам и за это время накопил большой опыт общения с самыми разными категориями людей».
На торжественной церемонии открытия обновленной синагоги присутствовали почти все лидеры и руководители Еврейской общины Днепра и даже гости из других стран, включая США — а именно Бостона. В частности, мезузу на входе в главный зал синагоги торжественно прикрепил главный раввин Днепра Шмуэль Каминецкий. Вел программу Шломо Терешкевич. С приветственными словами к собравшимся обратились управляющий делами Еврейской общины Днепра Александр Фридкис, директор общины Зелиг Брез, руководитель административно-хозяйственной службы общины Владимир Гершенгор. Все они отметили двойную заслугу раввина Зеева Виноградова: в восстановлении исторического облика интерьера молитвенного зала синагоги и в социализации и духовном возрождении евреев, освободившихся из заключения и испытывающих трудности адаптации в социуме.
Кстати, о самом процессе восстановления общины даже был снят небольшой фильм, который также был показан участникам торжественной церемонии.
Одним словом, главный раввин Днепра Шмуэль Каминецкий одобрил начинание, и в результате при Синагоге на Коцюбинского, 7 была создана группа «Нахес», что в переводе с иврита означает счастье, участниками которой стали евреи из «группы риска». Руководство «Нахесом» взял на себя сам Зеев Виноградов. Он же организовал учебный процесс: изучение участниками группы священных текстов Торы, Талмуда, основ Галахи, трактатов «Пиркей Авот» и «Шулхан Арух». Дополнительно с учениками проводились занятия по хасидизму, в частности, изучалась «Тания». И еженедельно экзамены, — для закрепления материала — с поощрением лучших учеников.
Аналогичная работа была организована и с остальными прихожанами синагоги. Наиболее активные из них также поощрялись, среди прочего — именными тфилинами.
Так что Малая синагога снова оказалась на высоте. А жизнь в ней забурлила с новой силой.
К сожалению, после начала в Украине полномасштабной войны ситуация изменилась, и в 2022 году для синагоги снова настали тяжелые времена. Многие прихожане уехали из Днепра. По состоянию здоровья выехал на лечение в Израиль и раввин Зеев Виноградов.
В этот период в синагоге иногда не хватало людей даже для молитвенного «кворума» — миньяна. Но самые стойкие все равно остались, а деятельность общины стал координировать Иосиф Креденцов, который в 2019 году принял у Зеева Виноградова эстафету руководства фондом «Добре майбутнє». Кстати, в том же году в деятельности синагоги произошло еще одно важное изменение — при ней был организован и открыт социальный центр.
«Было действительно сложно. Постоянные воздушные тревоги. Периодические сообщения о прилете ракет, дронов, взрывах, разрушениях. Но главное еврейское чудо — это, как известно, сами евреи. Поэтому самые кошерные прихожане все равно, несмотря ни на что, ежедневно приходили в синагогу и молились, молились, молились — за себя, за свои семьи, за весь еврейский народ, прося у Всевышнего защиты. И получая ее. А также силу, волю и веру в победу над злом», — вспоминают члены общины Иосиф Полонов и Давид Радиновский.
Впрочем, уже осенью 2022 года ситуация стабилизировать. В ноябре 2022 года у синагоги появился свой раввин — Адам Смилянский, который, имея 8 детей, не только не покинул город, а стал для членов общины настоящим духовным учителем, хазаном, воспитателем, завхозом, а кроме того — духовным лидером благотворительного фонда «Добре Майбутнє».
В то же время, с «Альтер Шил» начал плотно сотрудничать капеллан Федерации еврейских общин Украины Яков Синяков. В результате, в синагогу пришли новые члены общины, которые предложили новые подходы к изучению Торы и заповедей и к коммуникации между прихожанами. Возглавил это движение активный помощник раввина Адама Смилякова, кошерный еврей Давид Радиновский, объединивший прихожан и жильцов социального центра, действующего при синагоге, в кошерный миньян.
И сегодня Синагога на Коцюбинского, 7 продолжает «держать марку» — объединяет евреев, помогает им достучаться до Небес, изучать священные тексты, молиться и выполнять заповеди. Только какая же она после всего этого Малая?
Иосиф Полонов, записал Валентин Хорошун
ЩЕ СТАТТІ
Євреї Дніпра — альпіністи
Гагада на Песах і бабусині казки
«Втеча з України» (Історії виживання єврейської громади)